27 ноября 2020

Нацелены на положительную динамику!

Нацелены на положительную динамику!

Анна Куликова

коммерческий директор ООО «Агрокомплекс «Иванисово»

В последние годы отечественная тепличная отрасль демонстрировала высокие темпы развития, производственные показатели стабильно росли. Повлиял ли на работу тепличных хозяйств 2020 год, отмеченный пандемией коронавируса и связанной с ней сложной экономической ситуацией?

О предварительных итогах года и сложностях, с которыми сталкивается тепличное предприятие в подмосковной Электростали, а также о планах на следующий год в интервью «Журналу Агробизнес» рассказал коммерческий директор ООО «Агрокомплекс «Иванисово» Анна Куликова.

– Анна Сергеевна, как вы оцениваете итоги этого года для своего предприятия? Выросли или снизились объемы произведенной продукции?

– Итоги подводить еще рано, но могу сказать, что год для нас был сложным. Самоизоляция в период пандемии коронавируса внесла свои коррективы. Но с учетом нового урожая (условно год у нас начался в октябре, когда мы вышли на новый оборот), с той динамикой, которую мы сейчас наблюдаем, продукции будет произведено больше, чем в предыдущий год.

– С какими трудностями столкнулись в этом году?

– В первую очередь, это сбыт в период пандемии COVID-19. В период пандемии доходы населения значительно сократились, в связи с чем конечный покупатель стал более избирателен при выборе продуктов и переориентировался с категории "фреш" на продукцию более длительного хранения. Результатом чего является спад продаж в категории "фреш", а торговые сети пытаются удерживать розничную цену на том же уровне, что и в период до пандемии. Оба фактора приводят к еще большему падению потребительского спроса в данной категории. К тому же среди тепличных комбинатов всегда наблюдается достаточно высокая конкуренция: у всех есть свои планы по высадке продукции, по тому, что нужно получить на выходе. Рынок лихорадило, наблюдались большие взлеты и понижения цен.

– С чем это было связано?

– По большей части это связано с перерывами в обороте. Во время перерыва образуется дефицит, понятно, что цена в такой период высокая. Когда же все тепличные предприятия одновременно выходят с урожаем, возникает профицит, что мы сейчас и наблюдаем. Цена резко пошла вниз на определенные виды огурца, так как комбинаты начали выдавать продукцию в большом объеме.

Из-за того, что нет отраслевой координации между производителями, мы все выращиваем в один период одинаковую продукцию и конкурируем друг с другом. Не только в этом году, так было всегда. Договориться, разделить объемы, культуры – практически невозможно. Это рынок!

Сложно конкурировать с крупными предприятиями. Тем не менее, они не всегда работают в прибыль – в некоторые периоды даже уходят в глубокий минус. Представьте: выход продукции с крупного производства – 200 тонн в день, их нужно как-то продать. А рынок все четко регулирует и понимает: если у вас большой объем, значит вы отдадите продукцию по любой цене. Поэтому, на мой взгляд, крупные предприятия должны быть заинтересованы в том, чтобы сесть за стол переговоров и вместе с коллегами найти баланс, который помог бы всем оптимизировать выбор производимой продукции и получить желаемые результаты.

Но координации между тепличными предприятиями нет, и это плохо: на уровне производственников и коммерческих директоров можно было бы согласовывать, какую культуру и в каком объеме высаживать.

Сейчас же все происходит стихийно. Например, мы можем вырастить круглый томат, и окажется, что он не будет востребован на рынке, а кто-то рискнет и высадит сливовидный, который вдруг «выстрелит». В следующем году все вырастят сливовидный томат, не учитывая, что по объему данной продукции будут между собой конкурировать и его сложно будет реализовать по желаемой цене. А бюджет уже сформирован с учетом прошлогодних продаж. Координируя нашу работу, к примеру, через Ассоциацию «Теплицы России», мы с коллегами могли бы избежать жесткого столкновения интересов.

– Все ли планы, заложенные на этот год, удалось реализовать?

– Практически все планы нашему агропредприятию удается реализовывать. Несмотря ни на что, у нас идет развитие, перспективы по дальнейшей работе достаточно понятны и прозрачны. В приоритете – качество! Продукция агрокомплекса «Иванисово» недавно удостоилась золотой медали победителя на XVII специализированной выставке «Защищенный грунт России». Три популярных вида огурца — длинноплодный гладкий «Лоэнгрин», короткоплодный колючий «Бьерн» и среднеплодный гладкий «Мева» — были по достоинству оценены профессиональным жюри и признаны лучшими среди конкурентов. Стоит добавить, что в этом году нам удалось сделать первый шаг для создания своей розничной сети. Фирменные магазины агрокомплекса «Иванисово» появились в нескольких городах Подмосковья и демонстрируют высокий покупательский интерес.

– Каковы прогнозы для предприятия на следующий год?

– За счет корректировки ассортимента можно достаточно гибко реагировать на запросы рынка и производить продукцию, которая будет более востребована в сетях и у конечного покупателя. Уверена, в 2021 году агрокомплекс «Иванисово» продемонстрирует положительную динамику. Мы будем реагировать на рынок, на запросы потребителей и стараться максимально их удовлетворять.

Справка

Агрокомплекс «Иванисово» расположен в городском округе Электросталь Московской области. Специализируется на выращивании огурцов, томатов, баклажанов и салата в закрытом грунте. Площадь тепличных блоков агрокомплекса составляет 20,4 га, в год предприятие выпускает порядка 20 000 тонн продукции.

Предприятие является резидентом агрокластера многофункционального парка Victoria Industrial Park, проект которого реализует управляющая компания «Виктория Эстейт».

Популярные статьи